Запрос котировок - одна из самых несложных и ускоренных процедур, проводимых государственными и муниципальными учреждениями. Ее регламентирует статья 72 44-ФЗ, в п. 1 которой прописывается, что такое запрос котировок: это форма определения поставщика, под которой понимается процедура подачи ценового предложения на выполнение объявленных работ или услуг по контракту. Победителем считается Поставщик, которым была предложена наименьшая цена, если им в полной мере были соблюдены требования Заказчика и федеральных законов.
Нюансы котировочной процедуры
Они следующие:
Способы организации процедуры закупки
Провести запрос котировок, согласно закону и новым изменениям 2018 года, можно двумя способами:
- бумажная подача;
- электронная подача.
Электронный запрос котировок
С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.
ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:
- Сбербанк - АСТ;
- РТС-тендер;
- Росэлторг;
- Национальная электронная площадка;
- ЗаказРФ;
- ТЭК-Торг;
- Торговая площадка Газпрома;
- АСТ для государственного оборонного заказа.
Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.
Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.
Порядок проведения электронного запроса
Заказчик публикует извещение на официальном сайте закупок не ранее, чем за пять рабочих дней до прекращения подачи заявок. При электронном способе проведения торгов НМЦК не влияет на срок публикации извещения.
Заявку может подать любой участник, который имеет усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись, а также прошел аккредитацию на торговой площадке. Поставщик, сформировав свое предложение, подписывает его ЭЦП и направляет оператору ЭТП.
К сведению! При электронном способе размещения котировки участник, направив единственную заявку, имеет право отозвать ее до окончания подачи предложений. Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на площадку.
Оператор ЭТП, получив котировочную заявку, в течение следующего часа подтверждает ее принятие и присваивает идентификационный номер. По истечении времени на подачу предложений, оператор в течение часа передают Заказчику всю информацию о ценовых предложениях, а также документы участников, которые были направлены в соответствии с требованиями Заказчика и Федеральным законом.
Котировочная комиссия в срок, не превышающий 1 рабочий день со времени получения данных от оператора ЭТП, изучает предоставленную информацию. После рассмотрения всех ценовых предложений, комиссия формирует и подписывает протокол запроса котировок. Готовый документ, направляется оператору электронной торговой площадки не позднее срока рассмотрения заявок. Вслед за этим, оператор ЭТП ранжирует участников процедуры торгов, в соответствии с увеличением предложенной ими цены на исполнение контракта. Поставщика, предложившего наименьшую цену, объявляют победителем.
Оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и публикует его на ЭТП проведения торгов, а также на портале госзакупок, в течение 1 ч после получения данных о рассмотрении заявок от Заказчика.
Особенность такого запроса котировок, что Заказчик не знает соответствие ценовых предложений и Поставщиков. Его задача - проверить полученную документацию на соответствие предъявленным требованиям.
Вслед за публикацией в интернете протокола, в срок, не превышающий 5 дней, Заказчик отправляет победителю запроса котировок контракт без своей подписи. Участник, занявший первое место, в случае отсутствия поправок к документу, подписывает его, прикладывая подтверждение обеспечения контракта, если данное условие выдвигалось, либо направляет протокол разногласий.
Заказчику дается 3 дня на проверку подлинности обеспечения контракта и его подписание. При направленном протоколе разногласий, Заказчик корректирует проект договора или предоставляет мотивированный отказ. В этом случае участнику дается 3 дня на повторное подписание контракта.
К сведению. Если победитель не подписал контракт вовремя, то Заказчик предлагает участнику, занявшему второе место, исполнить работы по договору. При этом Поставщик, имеет право дать отказ без последствий для себя.
Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП
Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:
- электронный способ передачи данных;
- минимум времени на подготовку заявки;
- отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
- нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.
К недостаткам можно отнести:
- обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
- высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.
Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.
Правила проведение закупки на бумаге:
Каждая процедура закупки четко регламентируется Федеральными законами 44 и 223. Алгоритм проведения котировочной сессии сводится к следующему:
- Размещение извещения о проведении запроса котировок. Документация публикация на портале zakupki.gov. Плата за ознакомление с информацией не взимается, она находится в широком доступе.
- Сроки запроса котировок зависят от объявленной цены контракта: 4 рабочих дня, если сумма не больше 250 тыс. рублей; 7 рабочих дней, если цена контракта от 250 000 - 500 000 рублей.
- Подача котировочной заявки. В сроки, прописанные в документации, участник закупки подает ценовое предложение на бумажном носителе в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержимое, либо в электронном виде. Форма запроса котировок разрабатывается самостоятельно каждым Заказчиком. Заявка, переданная с опозданием даже в 1 минуту, не принимается.
- Вскрытие конвертов. В соответствии с обозначенным регламентом проводится вскрытие конвертов специально созданной котировочной комиссией. Это открытая процедура, доступная желающим, при этом на ней разрешено ведение аудио и видео съемки. Если представитель Поставщика присутствует на вскрытии, то у него должна быть доверенность на право представительства.
- Определение победителя. Вскрыв конверты или приняв электронные заявки, котировочная комиссия начинает рассмотрение ценовых предложений и представленной документации на соответствие требованиям Заказчика и 44-ФЗ. Результат работы комиссия оформляет в виде протокола, составляя его в двух экземплярах, в день вскрытия конвертов. Под итогом работы подписываются все представители Заказчика. Документ размещается в электронной форме в этот же день в ЕИС.
- Участник, предложивший самую низкую цену на выполнение работ, при условии соответствия его заявки и документации всем заявленным требованиям, признается победителем.
- Подписание контракта запроса котировок. Участник, занявший первое место, заключает договор в строго регламентированные сроки: не раньше 7-ми дней и не позднее 20-ти дней с момента публикации итогового протокола. В адрес победителя направляется проект контракта. При наличии замечаний к документу, Поставщик имеет право направить их Службе Заказчика, оформив протокол разногласий, либо подписать контракт в первой редакции. Заказчик, получив замечания от Поставщика, может внести поправки в договор, либо обоснованно отвергнуть и вернуть на подписание исходный документ.
Не позднее 2 дней до конца подачи ценовых предложений, Заказчик может внести изменения в опубликованную документацию. При этом сама закупка не изменяется, но срок ее подачи увеличивается в зависимости от НМЦК.
Заказчик вправе отменить закупку, но до момента заключения контракта с победителем.
Состав заявки
В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:

Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.
Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место.
Уведомление о проведении котировочной закупки
В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:
Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.
Причины отклонения заявки
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:

Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.
Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение - необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.
Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.
Признание запроса котировок несостоявшимся
Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:
- По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
- В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
- Комиссией были отклонены все предложения участников.
- Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
- Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
- Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
- В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
- При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.
К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.
Отличия запроса котировок по 223 и 44-ФЗ
Они следующие:
- Способ подачи котировок. Заявка на бумажном носителе принимается только по ФЗ № 44, в то время как по 223-ФЗ она имеет оба варианта проведения: электронный и бумажный.
- При закупке в электронном виде потребуется ЭЦП, так как торги проходят на ЭТП и контракт подписывается посредством электронной подписи.
- Заказчик может выбрать любую ЭТП, утвержденную правительством.
Стоит ли участовать в запросе
Что такое запрос котировокв конечном итоге? Это один из простейших способ принять участие в государственных закупках. Но рассчитывать на простоту процедуры не рекомендуется. Решив принять участие в запросе котировок, следует внимательно изучить федеральные законы 44 и 223 во избежание отклонения или подачи неверной заявки. Извещение Заказчика, опубликованное на сайте закупок, необходимо всесторонне изучить, так как несоблюдение одного из требований может послужить причиной отказа.
Для электронной процедуры следует заранее позаботиться об ЭЦП, пройти аккредитацию, которая может занимать до 5 рабочих дней.
Важно! Заказчик, объявив закупку и установив все сроки, имеет право внести изменения, из-за чего срок подачи заявки увеличивается. Поставщику необходимо следить за выбранной торговой процедурой, иначе поданная заявка может быть отклонена и признана несоответствующей, так как была направлена в соответствии со старой документацией.
Все закупки для исполнения государственных и муниципальных нужд проводятся на базе двух законов:
- Федерального закона № 44 от 5.04.2013 года "О системе в области закупок".
- Федерального закона № 223 "О закупках некоторыми видами ЮЛ".
Нововведения 2018 года
Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:
- предложение о стоимости соглашения;
- предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
- декларация о соответствии требованиям.
Если в составе заявки не указать место происхождения товара - Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.
Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.
Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О (в области закупок работ, товаров, услуг с целью обеспечения муниципальных, государственных нужд, - дальше - Федеральный закон №44 ФЗ) устанавливает следующие виды конкурентных способов для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
Закупки, производимые закрытым способом
Запрос котировок по 44-ФЗ разрешает производить закупку любых работ, товаров либо услуг. При этом в Законе есть ограничения, которые запрещают использовать рассматриваемый метод в ряде случаев и накладывают на заказчика обязанность осуществлять деятельность закрытым способом. К ним относят:
Закупку работ, товаров либо услуг, связанных с государственной тайной;
Проектную информацию по контракту или документацию по предмету закупки с информацией, являющейся
Клининговых - за счет федеральных бюджетных средств;
Водителей транспортных средств - когда их деятельность направлена на обеспечение работоспособности судебных приставов или судей;
Направленных на страхование, охрану и транспортировку принадлежащих государству драгоценных металлов и камней, художественных, исторических, музейных и культурных ценностей в момент передачи от заказчика другим лицам (и в обратных ситуациях, когда заказчик получает от других лиц) во временное распоряжение.
Конкурс с ограниченным участием
К случаям, когда вариант "запрос котировок" по 44-ФЗ невозможен, также относят обязательства проводить заказчиком закупку с использованием конкурса с ограниченным количеством участников. К таким ситуациям относятся следующие:
Имеющие технически сложный характер. Данный вид характерен для отраслей, работающих с применением высокотехнологичных специализированных знаний, связанных с внедрением инноваций. Другими словами, исполнителями данных видов закупок являются лица, обладающие определенными специальными знаниями в области предмета закупки. Список этих работ, товаров либо услуг предоставлен соответствующими нормативными документами Правительства РФ.
Направленные на сохранение отечественных объектов наследия (исторического и культурного), экспонатов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, деятельность по восстановлению и сохранению документации, входящей в Архивный фонд РФ и ряда других ценных документов.
Услуги и работы, необходимым условием при выполнении которых является доступ исполнителей к базам данных, системам безопасности и внутренним хранилищам архивов, библиотек и музеев.
В остальных случаях допускает проведение закупок товаров, работ и услуг способом "запрос котировки". Это не противоречит действующему законодательству РФ в целом и соответствующим нормативным актам в частности. В остальных случаях, когда нельзя проводить выбор исполнителя контракта, разрешено следующее:
В рамках Статьи 48 проведение конкурса открытого типа;
Электронные аукционы (Статья 59).
ФЗ-44 в некоторых случаях в соответствии со Статьей 83 разрешает выбор поставщика товаров, работ, услуг с помощью выявления предложений или проведение закупки у одного единственного поставщика (Статья 93).
Преимущества
Отличительной чертой запроса котировок по сравнению с другими способами определения поставщика является его простота и удобная реализация. С точки зрения заказчиков он считается самым легким в плане процедуры выбора исполнителя контракта. В связи с чем в большинстве случаев при условии, что обстоятельства будущей закупки удовлетворяют существующие ограничения, выбирается именно этот способ. Отличительными преимуществами данного вида определения поставщика перед другими являются:
Оперативность в сравнении с проведением электронных аукционов или открытого конкурса.
Относительно небольшой объем минимальной документации, необходимой для осуществления закупки.
Четкий регламент проведения, понятный как заказчику, так и исполнителю. В отсутствие специальных требований существенно снижается вероятность допустить в процессе выбора поставщика ошибки, что в дальнейшем минимизирует вероятность получения нареканий по процедуре закупки со стороны надзорных органов.
Существенное снижение риска наступления негативных последствий не по вине заказчика (например, сбой в работе электронной площадки по техническим причинам).
Использование наряду с основным критерием, применяемым при рассмотрении заявок, ряда других, дополнительных критериев.
Недостатки
К основным недостаткам процесса закупки товаров (работ, услуг) с помощью способа "запрос котировки" относятся следующие моменты:
Повышенное внимание со стороны контролирующих органов к процессу выбора исполнителя контракта. Проверяется в первую очередь аргументация выбора в пользу именно этого варианта и процесс формирования максимальной стоимости контракта со стороны заказчика.
Данный способ по сравнению с остальными является более трудоемким. На заказчика накладываются следующие дополнительные обязанности: прием и регистрация всех поступивших заявок, хранение всей принятой документации, предоставление всем участникам равноправного доступа к результатам рассмотренных заявок и прочие функции, предусмотренные законодательством.
Относительно высокий уровень риска, присущий способу "запрос котировки", связан с отсутствием закрепленного на законодательном уровне обязательного условия о внесении обеспечения заявок со стороны их владельцев. В данной ситуации существенно повышается вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком.
При проведении закупки с использованием рассматриваемого варианта невозможно разделить общую ее совокупность на отдельные составляющие (лоты).
Основные этапы процедуры закупки
Совокупность определения конечного исполнителя контракта методом "запрос котировки" можно разделить на шесть основных этапов, на каждом из которых производятся в ограниченных временных рамках только ему присущие мероприятия с составлением соответствующих документов. Ниже каждый из этапов подробно описан.
Первый этап
На этой стадии реализуется общая первоначальная задача подготовки к проведению закупки рассматриваемым методом. На первом этапе должны быть реализованы следующие мероприятия:
Разработка и утверждение положения о составе комиссии и ее полномочиях. Это осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ и внутренних документов организации.
Создание на основе положения непосредственно самой комиссии, состоящей из членов организации и имеющих соответствующее образование. В задачи данной структуры входит рассмотрение всех поступивших котировок.
Планирование и непосредственная организация процедуры проведения закупки рассматриваемым способом.
При проведении мероприятий, характерных для первого этапа, составляются следующие документы:
Приказ организации о создании единой комиссии, в рамках которого принимается положение, закрепляющее процедуру действий при осуществлении всех закупок и определяющее полномочия каждого члена комиссии;
Непосредственный приказ о проведении закупки заказчиком способом "запрос котировки".
На приготовление всей необходимой документации законодательством дается определенное время. Накладывается следующее ограничение: полный комплект документов должен быть готов у заказчика не позднее, чем за десять дней (календарных) до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.
Второй этап
На этой стадии происходит непосредственная подготовка документов, необходимых для проведения запроса котировок. Реализуются следующие мероприятия:
Подготовка и утверждение пакета документов, необходимых для проведения планируемой деятельности;
Разработка и утверждения контракта, в рамках которого будет произведена закупка.
Для реализации данных мероприятий подготавливаются следующие документы:
1) создается техническое задание будущей закупки с обязательным обоснованием стоимости контракта;
2) разрабатываются соответствующие виды заявки для участия в закупке (образец запроса котировок);
3) утверждается тип итогового контракта, по условиям которого произойдет закупка;
4) разрабатывается специализированная документация, которая впоследствии будет опубликована - извещение о проведении запроса котировок.
Документация должна быть подготовлена и утверждена не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четырех) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.
Третий этап
На этой стадии происходит публикация в специальной информсистеме сведений о проведении запроса котировок. Проводятся следующие мероприятия:
1. Оформление на руководителя организации (или иное должностное уполномоченное лицо) электронной подписи для участия в процессе закупок на специальном информационном ресурсе.
2. Регистрация организации в единой информсистеме, получение доступа и специальных ключей.
3. Публикуется на информационном ресурсе извещение о проведении запроса котировок.
4. Направление участникам закупок со стороны заказчика сведений по ранее разработанной структуре. Здесь используется установленная форма запроса котировок.
На третьем этапе необходимые документы должны быть подготовлены и утверждены не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четыре) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок. Извещение о запросе котировок должно быть направлено каждой стороне. Это необходимо сделать в тот же день, когда в единой информсистеме появилось объявление о проведении конкурса. Участие в запросе котировок может принимать любая зарегистрированная в информационной структуре сторона, обладающая необходимыми качествами для выполнения соответствующего заказа.
Четвертый этап
На этой стадии происходит получение всех заявок от участников и их хранение (на условиях анонимности) до момента определения победителя. Данный этап включает в себя ряд мероприятий. В частности:
Принимается с обязательным подтверждением заявка на запрос котировок;
В специальном журнале регистрируются все полученные сведения.
В процессе проводимых мероприятий создается особая документация, в которой фиксируется вся предоставленная информация. При этом обязательно подтверждение от представителей заказчика получения сведений (письменно в виде расписок, посредством специализированной связи с помощью электронной подписи). Прием заявок происходит с момента публикации сведений о проведении запроса котировок до регламентированного дня и времени, которые являются его окончанием.
Пятый этап
На данной стадии в результате следующих мероприятий происходит определение победителя:
Вскрытие всех зарегистрированных конвертов.
Индивидуальная оценка каждого предложения.
Выбор самого выгодного предложения и установление победителя.
Публикация в соответствии с результатами рассмотренных заявок на информационном сайте специального итогового документа о победителе. В результате составляется протокол запроса котировок. Победитель устанавливается не позднее 1-го рабочего дня с момента прекращения приема сведений от желающих. Проведение запроса котировок при условии подачи сведений от более чем одной стороны признается действительным.
Шестой этап
На заключительной стадии происходит заключение контракта с победителем, определившимся в результате способа "запрос котировок". Сроки подписания контракта находятся в пределах семи-двадцати дней с момента публикации результата рассмотрения поступивших сведений в единой информсистеме. В это время создается и утверждается окончательный вариант контракта с указанием цены и реквизитов победителя и передается исполнителю контракт на утверждение и подписание. После проведения всех процедур при отсутствии разногласий у сторон контракт подписывается и считается действительным.
Запрос котировок в рамках госзакупок проводится на основании федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ . Главные преимущества запроса котировок — это короткие сроки проведения и простая форма заявки на участие. Дополнительным плюсом является то обстоятельство, что заказчик не обязан требовать обеспечение заявки и обеспечение контракта. Наш материал поможет разобраться в различных вопросах, связанных с котировками: когда и каким способом подать заявку, в какой момент следует подписать контракт в случае победы, как отстоять свои права, если они нарушены.
В каких случаях проводится запрос котировок
Не исключено, что котировочная комиссия отклонит все заявки. Тогда срок приема заявок продлевают еще на четыре рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение одного рабочего дня.
Если после продления комиссия снова не примет ни одной заявки, заказчик откажется от этой закупки и проведет другую — тем же либо каким-то иным способом. Информация о том, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому участнику, подавшему заявку. С этого момента закупка считается отмененной.
Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.
Является ли нарушением, если при размещении документации об аукционе в спецификации к контракту разместить пустографку, которая после аукциона будет заполнена? Т.Е. возможно ли заполнение спецификации по наименованию и объему после проведенного аукциона?
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона № 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
Да, можно. Не будет нарушением, так как проект контракта составляется путём включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Приведем пошаговую инструкцию по проведению запроса котировок для заказчика 2018 года. Также пошагово разъясним процесс участия поставщика в запросе котировок по 44-ФЗ. В статье вы найдете образцы необходимых документов для процедуры.
Запрос котировок – это один из конкурентных способов определения поставщика. Проводится достаточно часто благодаря тому, что не требует большого количества времени и существенных организационных усилий со стороны заказчика и использует упрощенную процедуру Однако заказчики и поставщики все равно часто совершают ошибки.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Изменения с 2018 года
Порядок проведения запроса котировок регламентирован новым параграфом 3.1 44-ФЗ. Эту процедуру с 2018 года можно будет проводить на электронных торговых площадках. Критерии выбора победителя не изменились. Лучшей, по-прежнему, признается заявка с самой низкой ценой контракта.
Преимущества запроса котировок
Процедура проведения описана в статьях 72-78 Закона 44-ФЗ и представляет собой сбор предложений от участников тендера. Котировка – это стоимость, предложение участника процедуры, цена, по которой заказчик и поставщик оба готовы заключить контракт. Она никак не связана с аукционами.
Заказчик собирает разные предложения, сравнивает их и по итогу закупки заключение контракта происходит с тем участником, который сделал самое выгодное предложение (то есть, чья котировка самая низкая). Главное отличие от аукциона заключается в том, что каждый участник может внести только одно предложение. Предложения одних участников другим не видны.
Основные преимущества запроса котировок:
- Высокая скорость процедуры;
- Минимальные риски из-за малого количества документации;
- Техническая простота проведения, это снижает риск возникновения технических сбоев;
- Доступность для всех категорий поставщиков.
Среди недостатков можно назвать ограниченность случаев, когда можно использовать метод запроса котировок. Кроме того, сама его суть предполагает преимущество низкой цены перед качеством товара, что иногда может привести к неприятностям. При каких ситуациях вы рискуете, . Метод не предполагает наличие обеспечения, что для участника является преимуществом, а для заказчика – недостатком.
Почему нельзя изменять цену в пределах 10% при запросе котировок?
Чтобы изменить условия контракта в пределах 10 % - такую информацию надо отобразить в документации о закупке и проекте контракта. Запрос котировок – это конкурентный способ закупки, в котором заказчик не готовит документацию. А значит и правило 10% отобразить просто негде. А если его негде отобразить – им нельзя воспользоваться.
Пошаговая инструкция для заказчика 2018
Процедура проведения довольно простая и выглядит примерно одинаково и для заказчика, и для поставщика. Перейдем к алгоритму со стороны заказчика.
1 шаг. Подготовка документации
Подготовьте извещение о проведении запроса котировок и разместите его в сети. В нем должна быть указана вся информация о заказчике, условиях тендера (на основании которых осуществляется подписание контракта), требования к участникам. Здесь же нужно указать примерную форму и сроки подачи заявок по 44-ФЗ.
Важно : Закон не выставляет обязательного требования на внесение обеспечения, однако вы имеете право потребовать от участника обеспечение. Если это планируется, то необходимо заранее вписать данный пункт в документацию.
2 шаг. Проведение запроса котировок
Пошаговая инструкция к процедуре:
✔ Публикация извещения о закупке и проекта контракта . Осуществляется за 7 рабочих дней (контракты до 500.000 рублей) или за 4 рабочих дня (контракты менее 250.000 рублей) до завершения срока подачи заявок.
✔ Подача и регистрация заявок участников . Все они обязательно регистрируются, заказчик обязан сохранить конфиденциальность участников.
✔ Рассмотрение . В установленный день они вскрываются, происходит рассмотрение поданных предложений котировочной комиссией. Что говорить под запись при вскрытии,
✔ Объявление победителя .
Если подана всего одно предложение (или всего одно было признано соответствующим), то процедура может быть признана несостоявшейся. Однако это не препятствует заключению контракта. Более того, согласно новым правилам, заказчик не обязан согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегйся закупки.
Заключение контракта с единственным поставщиком - это не право, а обязанность заказчика. Отклонять единственную заявку нельзя.
Если не было подано ни одной заявки или же все были признаны несоответствующими, то вы имеете право продлить процедуру. Первое продление происходит на 4 рабочих дня. Если и после этого ничего не поступает, то нужно проводить закупку заново, а эта признается несостоявшейся. Внесение изменений в план-график обязательно.
По результатам проверки предложений составляется протокол, который должен быть опубликован в Единой Информационной Системе (ЕИС). Скачать шаблон протокола рассмотрения и оценки заявок »
3 шаг. Заключение контракта с победителем
Когда все предложения участников рассмотрены и определен победитель, заказчик должен приступить к процедуре заключения контракта. Контракт заключается обязательно не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и не позднее, чем через 20 дней с момента подписания протокола.
Пошаговая инструкция на запрос котировок по 44-ФЗ предполагает обязательное подписание контракта. Если этого не произошло в оговоренный срок, то исполнитель автоматически признается уклонившимся и к нему применяются соответствующие санкции. Заказчик в этом случае может заключить контракт с участником, предложившим аналогичную или следующую по стоимости котировку.
Пошаговая инструкция для поставщика 2018
1 шаг. Подготовка заявки
Заявку на запрос котировок по 44-ФЗ в 2018 году смогут подать не все участники. Это доступно только тем, кто зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на площадке, где проводится закупочная процедура. Она состоит из предложений о предмете контракта и его цене и содержит:
- сведения об участнике;
- его согласие на выполнение условий контракта;
- декларация о соответствии требованиям (для малого и среднего бизнеса, а также социально значимых НКО);
- информация об учредительных документах;
- сама котировка.
Закон 44-ФЗ не регулирует форму подачи документа на запрос котировок, она свободная, но должна быть указана в документации. Поставщику следует придерживаться рекомендаций. Количество заявок от одного и того же поставщика – только 1. Количество предложений всего от разных поставщиков – неограниченно.
2 шаг. Подача заявки заказчику
Порядок проведения запроса котировок подразумевает направление заявок через функционал ЭТП. Участник подает только одно предложение. Сначала все обращения приходят оператору площадки. После проверки он отправляет их заказчику. В течение часа обращение участника может быть отклонено. Перечень причин для этого указан в законе:
- несоответствие требованиям;
- подача двух и более обращений;
- нарушение сроков;
- отсутствие предложения о цене контракта или указана слишком большая цена;
- наличие сведений об авторе в РНП.
Срок подачи заявок на запрос котировок составляет 5 дней с даты публикации извещения. Обратите внимание, что с июля 2018 года этот период будет рассчитываться не в календарных днях, как сейчас, а в рабочих. То есть фактически получается, что временной промежуток на подачу предложений может вырасти, если его часть приходится на выходные или праздники.
3 шаг. Оценочный этап
Если заявку приняли, начинается оценка. Заказчик рассматривает поступившие предложения и выбирает лучшее.
4 шаг. Заключение контракта с победителем
Если вы выиграли, то получите от заказчика два экземпляра проекта контракта и протокол рассмотрения о оценки заявок. Подпишите контракт и направьте его заказчику в срок, который указали в извещении. Также предоставьте актуальную выписку из ЕГРЮЛ.
После этого заказчик проверяет ваши документы и если всё в порядке, направляет вам подписанный со своей стороны экземпляр контракта.
Отмена запроса котировок
В некоторых случаях закупка может быть отменена. Для этого заказчик должен закрыть процедуру и немедленно известить об этом всех, кто подал заявки. Отмена запроса котировок производится не позднее, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Для отмены должна быть серьезная причина, в противном случае, исполнители могут обратиться с заявлением в ФАС или в суд.
Все условия и сроки отмены закупки
Вложенные файлы
- Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок.doc
- Заявка на участие в запросе котировок.doc
- Извещение о проведении запроса котировок.doc